Инициативы

«Театральные книги» на Страстном

Все меньше в Москве, не говоря уже о провинции, остается книжных магазинов, в которых можно купить книги о театре, и уж почти совсем не осталось магазинов, торгующих букинистической литературой.

Предлагаем вашему вниманию фрагмент статьи Галины Матвеевой «Театральные книги» на Страстном (Драматург № 6, 1995), рассказыващей об интересном опыте работы в книготорговле деятелей культуры.

«... Лавка на Страстном бульваре. Колыбель театральной книги. Она так и называется — «Театральные книги». Маленький книжный мирок. Но в этом маленьком книжном мирке можно подольше постоять у прилавка, пообщаться с книгой и сделать удачный выбор. И книга подарит радость.

Эту лавку уже хорошо знают в Москве. Так же хорошо знают, что можно найти на ее полках. И это замечательно. Как замечательно и то, что здесь встречают с улыбкой, и люди за прилавком обходительны, приятны и любезны. Они мои коллеги. Такие же театральные люди и по призванию, и по профессии, и по образованию.

В старинном особняке на Страстном когда-то располагалась редакция «Московских ведомостей», а позднее — журнала «Русский вестник». Именно в этом помещении, где сейчас магазин, продавались университетские книги, может быть, потому, что рядом располагалась университетская типография. В эту лавку захаживали многие знаменитости — и даже Пушкин и Лермонтов, Чайковский и Толстой.

Вот какая была знаменитая лавка! Одна из лучших, одна из богатейших книжных лавок Москвы.

Нынешняя лавка еще не стала богатейшей. Наверное, такое сейчас время трудное, странное. Но... Кто знает, может быть, как в старые времена, и эта лавка станет знаменитой. И прославится ее главный книгопродавец, движимый любовью к книге и преклонением перед ней. Сергей Константинович Никулин.

В театральных кругах его хорошо знают. Театральный критик, театровед. Он возглавлял театральную редакцию в издательстве «Искусство». Редактор-профессионал. Редактор-донкихот. Потом возглавил редакционно-издательский отдел (РИО) Союза театральных деятелей России, чем вызвал удивление: «А справится ли?»

И справился. На базе этого РИО создал самостоятельное издательство «АРТ» («Артист. Режиссер. Театр»), чьим учредителем стал СТД. Особенность «АРТа» в том, что несмотря ни на что, оно издает только театральные книги, совсем не прибыльные книги и для большей части людей — «не модные». Но эти книги знают, любят и читают отнюдь не «новые русские», а те, для кого духовность так и осталась — глоток чистого воздуха. Такие люди есть. Они приходят сюда, в магазин на Страстной — владение «АРТа», где сами же «артовцы» продают свои книги. И не только свои. Сами по очереди стоят за прилавком — Сергей Никулин, Владимир Лавров, Ламара Пичхадзе, Татьяна Самонина, Тамара Любина, Анна Сиротина, — ведь постоять за прилавком, по их мнению, — «это такой заряд, который порой отражается на корректировке издательских планов».

У книги есть три жизни: творческая, издательская и читательская. Эти жизни она проходит у «артовцев» сполна: от создателей до читателя, а значит, до покупателя. И пока здесь будет книга — будут и книголюбы, потому что между книгой и книголюбами — люди, горячо преданные своему делу. Они чувствуют и ценят книгу, понимают всю важность общения с читателями. Достойнейшая и благороднейшая цель у этих энтузиастов-«артовцев», отлично знающих свое дело: об этом говорят обложки выстроившихся на полках книг...»


[На первую страницу (Home page)]               [В раздел "Театр"]
Дата обновления информации (Modify date): 18.11.04 10:50